Сэн-но Рикю, чайный мастер 16 века, создавший наследие и чайный культ, который и в наши дни остается неизменным в чайных домах Японии, и живет в сердцах японцев. Каждый год, 27 и 28 марта две самые почитаемые чайные школы Японии, отдают дань мастеру Сэн-но Рикю, человеку, который оказал значимое влияние в Японской чайной традиции. Рикю не изобрел Японский способ чайной церемонии, известной нам как Chado (тя-до / 茶道) или Cha-no yu (тя-но ю / 茶の湯), но он внес значительный вклад, который до сих пор вдохновляет и служит основой в чайных и многих других аспектах японской культуры. Полагаясь на 4 основных принципа: гармонии, уважения, чистоты и спокойствия, Рикю добавил сельскую простоту японской чайной церемонии и философию Zen, которой следовал всю жизнь.
Сэн-но Рикю родился в богатой семье в 1522, его родина Сакаи, что недалеко от Осаки, считалась одним из главных центров Японии по традиционной чайной церемонии. Будучи еще в подростковом возрасте Рикю начал свои чайные исследования, обучаясь у самых знаменитых чайных мастеров того времени. Японская чайная церемония и Дзен-буддизм всегда были тесно связаны между собой, поэтому Рикю, как и другие чайные мастера, обучался философии Zen, что являлось не отъемлемой частью его пути и исследований.
Последний даймё (элита среди самураев того времени) которому служил Рикю, был Тоётоми Хидэёси, который занимал важную должность главного советника императора. Это дало Рикю значительное политическое влияние, но в какой-то момент, по причинам, которые история была не в состоянии распутать, Хидэёси был разгневан на Рикю и приказал ему совершить самоубийство. И в 1591 году, Чайный мастер дзен покинул мир в возрасте 70 лет, совершив ритуал сэппуку. Рикю был похоронен в храме Дайтоку-дзи с посмертным буддистским именем Фусин-ан Рикю Соэки Кодзи.
С самого начала чай был тесно связан с учением Дзэн – “религией самураев”. Задолго до возникновения аристократических чайных игр, чай использовали в монастырях как тонизирующий напиток во время медитаций. Чай способствовал не просто успокоению, но и собранности, сосредоточенности духа. Многие чайные истории напоминают притчи Дзэн. Одно из самых известных изречений гласит: “У чая и у дзэн – один вкус”.
Следуя по стопам своих учителей, Рикю стремился занять уважаемую позицию чайного мастера в феодальной системе Японии того времени. Он разработал новый вид чайного пространства (чайного домика), который используется и по наши дни: простые, маленькие, уютные пространства, умело вписанные в элементы природы, с низкими дверными проемами, чтобы каждый, от самурая и до простого крестьянина, могли поклонится прежде чем войти в чайное пространство, таким образом уравнивая себя перед остальными гостями чайного пространства. Он также создал простые инструменты для приготовления чая, которые он иногда вырезал из бамбука., внося что то новое и удобное. Наконец, что не менее важное, Рикю, будучи приверженцем простых вещей и не поддерживая дорогую китайскую чайную утварь, которая была в моде на то время, стал сотрудничать с мастерами керамики и развивать технологию Раку. В ручной формовки, уютно чайные чашки все еще широко популярны и сегодня. Чайные чаши Тяван (Chawan), которые выполнялись исключительно ручным способом, все еще широко популярны и сегодня.